Конвой

Конвой

Началось все удачно для англичан - ветеран Первой мировой эсминец «Рестлер» сумел потопить глубинными бомбами U-98.


Последней операцией 1942 года, в которой принимали участие британские авианосцы, стала высадка в Северной Африке. Для этого англичане собрали все имевшиеся на тот момент авианосцы, включая даже ископаемый «Аргус». 

В наличии оказались: «Викториес», «Формидебл», «Фьюриес», «Аргус», эскортные «Авенджер», «Байтер», «Дэшер». Кроме них в операции «Торч» участвовали американские авианосцы» «Рейнджер», эскортные «Сэнгамон», «Шенанго», «Суо-ни», «Сэнти». При этом сложилась парадоксальная ситуацию: английские корабли участвовали в операции, но фактически не сражались, и все-таки один авианосец был потоплен.

 Как-то так получилось, что всю основную тяжесть боев вынесли на себе американские авианосцы и их самолеты. Да, новые английские авианосцы были включены в состав Соединения Н, которое патрулировало в Средиземном море на случай, если вдруг итальянский флот рискнет вмешаться.

Правда, любопытно, хоть кто-то из союзных адмиралов всерьез считался с такой возможностью? Если посмотреть на состав авиагрупп британских авианосцев, то сразу в глаза бросается интересная деталь. На авианосцах первой линии почти не осталось истребителей английского производства.


Да, еще можно было встретить эскадрилью «Сифайров», но в конце 1942 года основным корабельным истребителем стал «Мартлет», то есть американский «Уайлдкэт». «Си Харрикейны» даже модели ИС с пушечным вооружением сохранились лишь на эскортных авианосцах, то есть на тех кораблях, которым, в общем-то, не полагалось бороться с авиацией противника.


Перехватить дальний разведчик где-нибудь над океаном - да, но не борьба за господство в воздухе. Но давайте постараемся разобраться, чем именно занимались английские и американские авианосцы во время высадки десанта в Алжире и Марокко. Американские историки гордо называют все происшедшее «Морской битвой за Касабаланку».


Истребители, взлетевшие с американских авианосцев, за день сумели сбить около 20 французских самолетов (это в лучшем случае), что прекрасно характеризует «напряженность» боев. Эскортный авианосец «Суони» обеспечивал противолодочное патрулирование, что тоже не стало особо обременительной задачей.


 Поддержка высадившегося десанта также не была чем-то особенно трудным. Можно вспомнить, что потери с обеих сторон были совершенно ничтожными, а потом сравнить это с потерями в ходе боев за какой-нибудь атолл на Тихом океане.

С недостроенным французским линкором «Жан Бар» вел дуэль линкор «Массачусетс», вылазку французских эсминцев отбили крейсера, а авианосец «Рейнджер» при том присутствовал. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что утром пикировщики «Рейнджера» все-таки добились двух попаданий бомбами во французский линкор, однако эти попадания серьезных последствий не имели. 


Днем линкор получил еще два попадания, но все равно главные повреждения ему нанесли 406-мм снаряды «Массачусетса». А в целом, как пишет историк, темп развития наступления был таков, что уже на следующий день 9 ноября интенсивность действий союзных авианосцев резко упала, хотя и до того она была не слишком большой.

К полудню 10 ноября 1942 года береговые аэродромы Алжира и Марокко были в руках союзников, и туда прилетели базовые истребители. Морская часть операции «Торч» завершилась, и авианосцам в ней участвовать почти не пришлось. 


Основный опыт, вынесенный союзниками с берегов Северной Африки, касался высадки войск на берег, однако и он не был учтен полностью, как позднее показали тихоокеанские бои. Зато уже после окончания десантной операции несчастье настигло героя арктической эпопеи эскортный авианосец «Авенджер».

Он всю свою недолгую жизнь страдал от ненадежных дизелей, установленных в качестве машин. Из-за этого едва не сорвалось его участие в сопровождении PQ-18. Во время операции «Торч» он вместе с авианосцем «Аргус» прикрывал высадку в Алжир, и уже 10 ноября был вынужден зайти в этот порт для очередного ремонта дизелей, так как корабль не мог дать более 14 узлов. 


12 ноября он ушел в Гибралтар и после недолгой стоянки 14 ноября направился в Клайд вместе с конвоем MKF-1(Y). В это время в районе Гибралтара действовала волчья стая «Вестваль» в составе 16 подводных лодок. 

Началось все удачно для англичан - ветеран Первой мировой эсминец «Рестлер» сумел потопить глубинными бомбами U-98. Но дальше события пошли по другому сценарию. Во второй половине дня 14 ноября лодка U-155 капитан-лейтенанта Пининга получила сообщение, что конвой состоит из эскортного авианосца, 2 вспомогательных крейсеров, 2 эсминцев, 2 корветов и 5 больших транспортов.

На самом деле конвой насчитывал 10 торговых судов и 9 кораблей эскорта, в их числе находился и авианосец «Аргус». Пининг направился на перехват и в 19.20 получил радиограмму U-564 с координатами конвоя. Но прошло довольно много времени, прежде чем он в 02.55 на расстоянии 30 миль заметил корабли, которые принял за 2 эсминца. Подводная лодка начала преследование конвоя, и Пинингу повезло.


В 03.05 конвой резко повернул, чтобы обойти предполагаемое сосредоточение подводных лодок впереди, но вместо этого пошел прямо на U-155. Пининг занял удобную позицию и дал два залпа торпедами, которые оказались исключительно удачными. Он сумел поразить сразу три судна: эскортный авианосец «Авенджер», американский войсковой транспорт «Алмаак» и британское судно «Эттрик».


Ему не повезло лишь в одном, прямо перед «Авенджером» шел «Аргус», но этот авианосец попаданий не получил, иначе бы за одну атаку U-155 могла уничтожить сразу два авианосца. Меньше всех повезло авианосцу.


В 03.15 с других кораблей увидели яркую красную вспышку у его борта, потом в небо взлетел столб черного дыма - и более ничего. Авианосец просто исчез, как его и не было. Англичане объясняют это тем, что торпеда попала в район бомбохранилища, которое сдетонировало от взрыва, потому что боеприпасы находились вплотную к борту. Из всего экипажа спаслось только 12 человек.


После этого комиссия Адмиралтейства, расследовавшая инцидент, потребовала, чтобы погреба всех эскортных авианосцев американской постройки были переделаны таким образом, чтобы бомбы хранились не менее чем в 3 метрах от борта. Помогло это англичанам или нет - сказать сложно. Конечно, некоторые британские эскортные авианосцы позднее уцелели после подрыва на мине или попадания торпеды. 


Впрочем, то же самое можно сказать и про американские корабли, хотя картина гибели «Авенджера» очень напоминает гибель авианосца CVE-56 «Лиском Бей». Кроме «Авенджера» погиб также «Эттрик», который продержался на воде до утра и в конце концов затонул, однако «Алмаак» удалось спасти.

Корабли сопровождения сняли с него часть команды, на следующий день прибыл буксир, который увел его в Гибралтар. Следует отметить, что хотя во время операции «Торч» союзникам и удалось потопить несколько немецких подводных лодок, эскортные авианосцы в этом участия не принимали.
Львиную долю побед одержала береговая авиация, кое-что пришлось на долю кораблей, вроде «Рестлера», но не авианосных самолетов. 


Вот на такой печальной ноте закончился для британских авианосцев 1942 год.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.

Внимание

Администрации «Очерки о Войне» не известно, имеются ли какие-либо ограничения на копирование и иное использование этой фотографии.
Если вы хотите использовать не только фотографию, но и ее описание, то это возможно в соответствии с пунктом 2 «Условий использования» сайта «Очерки о Войне»
Top.Mail.Ru